Эта статья является препринтом и не была отрецензирована.
О результатах, изложенных в препринтах, не следует сообщать в СМИ как о проверенной информации.
Plan S. Принять нельзя отказать.
2019-09-13
В недалеком будущем инициатива План S, возможно, в корне изменит
рынок научной периодики и мир откажется от подписной бизнес-модели в пользу
бизнес-модели открытого доступа. Такой переход ставит перед исследователями,
управленцами, библиотекарями и научными издателями из развивающихся стран
новые вызовы и задачи, поскольку подписные и публикационные политики этих стран
еще только находятся в процессе становления, но уже должны быть оперативно
переосмыслены и изменены в соответствии с веяниями Плана S. В этом исследовании
на примере публикаций ученых Беларуси и Украины в журналах издательства Elsevier
мы попытались оценить приблизительную стоимость и перспективы перехода этих
двух стран на открытую модель научной коммуникации. Мы пришли к выводу, что
сейчас Беларусь и Украина вкладывают недостаточное количество денег в науку для
осуществления перехода на открытую модель. Предложенная нами методика
подсчета суммы за публикацию в открытом доступе статей ученых страны может быть
использована в процессе подготовки трансформативных соглашений для
развивающихся стран.
Ссылка для цитирования:
Назаровец С., Скалабан А. 2019. Plan S. Принять нельзя отказать. PREPRINTS.RU. https://doi.org/10.24108/preprints-3111697
Список литературы
1. Schiltz M. Why Plan S // https://www.coalition-s.org/why-plan-s/.
2. Principles and Implementation // Website ―Science Europe‖ // https://www.coalitions.org/principles-and-implementation/.
3. Московкин В. 10 принципов Плана S Евросоюза // Троицкий вариант — Наука. 2018. № 23 (267). С. 5. https://trv-science.ru/2018/11/20/10-principov-plana-s-eu/.
4. Haug C.J. No free lunch. What price Plan S for scientific publishing? // The New England Journal of Medicine. 2019. Vol. 380. No 12. P. 1181–1185. https://doi.org/10.1056/NEJMms1900864.
5. Brainard J. Scientific societies worry Plan S will make them shutter journals, slash services // Science. 2019. Vol. 365. No 6451. https://doi.org/10.1126/science.aaw7718.
6. Spedding M., Barrett J., Morgan E.T., Vore M., Geraghty D., Kirkpatrick C. Plan S: A therat to quality of science? // Science. 2019. Vol. 363. No 6426. P. 462. https://doi.org/10.1126/science.aaw1424.
7. Guzik T.J., Ahluwalia A. Plan S: in Service or Disservice to Society? // European Heart Journal. 2019. Vol. 40. N 12. P. 949–952. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehz065
8. Dal Ré R. Plan S: Funders are committed to open access to scientific publication // European Journal of Clinical Investigation. 2019. Vol. 49. N6. e13100. https://doi.org/10.1111/eci.13100.
9. OA2020 and cOAlition S Launch Joint Statement // Website ―Science Europe‖ // https://www.coalition-s.org/oa2020-and-coalition-s/.
10. Schimmer R., Geschuhn K.K., Vogler A. Disrupting the subscription journals’ business model for the necessary large-scale transformation to open access // Max Planck Society. 2015. https://doi.org/10.17617/1.3.
11. Белорусские ученые получили доступ к мировой базе лучших научных публикаций // Веб-портал ―Беларусь сегодня‖ // https://www.sb.by/articles/belorusskie-uchenyepoluchili-dostup-k-mezhdunarodnym-instrumentam.html
12. Лілія Гриневич: Кожен державний виш чи наукова установа зможе підключитися до Scopus та Web of Science за кошти бюджету // Веб-сайт Міністерства освіти і науки України // https://mon.gov.ua/ua/news/liliya-grinevich-kozhen-derzhavnij-vish-chi-naukovaustanova-zmozhe-pidklyuchitisya-do-scopus-ta-web-science-za-koshti-byudzhetu-dostupzabezpechat-z-1-chervnya
13. UC Drops Elsevier // Website ―Inside Higher Ed's News‖ // https://www.insidehighered.com/news/2019/03/01/university-california-cancels-deal-elsevierafter-months negotiations.
14. An Elsevier Pivot to Open Access // Website ―Inside Higher Ed's News‖ // https://www.insidehighered.com/news/2019/04/24/elsevier-agrees-first-read-and-publishdeal.
15. Nazarovets S. Black Open Access in Ukraine: Analysis of Downloading Sci-Hub Publications by Ukrainian Internet Users // Nauka innov. 2018. Vol. 14. No 2. P. 19–26. https://doi.org/10.15407/scin14.02.019.
16. Shvartsman M.E., Lebedev V.V., Skalaban A.V. Sci-Hub as a Mirror of Research and Educational Institutions' Acquisition of E-Resources // Integration of Education. 2017. Vol. 21. No 3. P. 522–534. https://doi.org/10.15507/1991-9468.088.021.201703.522-534.
17. WHO Policy on Open Access // Website ―World Health Organization‖ // https://www.who.int/publishing/openaccess/en/.