ПРЕПРИНТ
О результатах, изложенных в препринтах, не следует сообщать в СМИ как о проверенной информации.
Введение. В статье представлены результаты исследования проблемы подготовки педагогических кадров для сферы дополнительного образования детей, которые включают определение места универсальных педагогических компетенций в структуре готовности специалиста к выполнению базовых профессионально-педагогических задач и апробацию методики оценивания уровня их проявления у педагогов дополнительного образования. Цель статьи – обозначить ключевые подходы к формированию и оцениванию кластера универсальных педагогических компетенций в рамках подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей. Методология, методы и методики. Методологической основой исследования выступили системный, компетентностный, субъектно-ориентированный, вариативно-интегративный, аксиологический и уровневый подходы. Базовым методом исследования выступает анализ нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, определяющих требования к подготовке специалиста сферы дополнительного образования детей и оценке ее результатов, а также интерпретация данных, полученных в рамках проеденного эмпирического исследования (кейс-тестинг), в котором приняло участие 194 респондентов из 5 регионов Российской Федерации. Результаты. Формирование компетенций специалиста, обеспечивающих выполнение им трудовых функций и трудовых действий, обозначенных в профессиональном стандарте, предусматривает изучение характеристик, которые необходимо развивать, как в период обучения в педагогическом колледже или вузе, так и в постдипломный период самостоятельной профессиональной деятельности педагога в организации дополнительного образования детей. Кластер универсальных педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки кадров к организации образовательного процесса представлен тремя группами компетенций: антропоцентрической, акмеологической и социальной. Их составляющие ориентированы на выполнение специалистом функций, связанных с обучение и воспитанием детей и подростков, организацией взаимодействия с участниками образовательных отношений и самореализацией в профессии. Универсальные педагогические компетенции необходимы педагогу дополнительного образования для качественного выполнения трудовых действий, связанных с организацией деятельности детского образовательного объединения, развития индивидуальных и личностных особенностей воспитанников в выбранной ими сфере самореализации. Результаты, полученные в рамках исследования, свидетельствуют о целесообразности формирования универсальных педагогических компетенций процессе подготовки специалиста для сферы дополнительного образования, так как уровень их проявления не является достаточным для реализации развивающего потенциала дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, поскольку были выявлены определенные проблемы в формировании некоторых значимых для решения профессиональных задач характеристик. Научная новизна исследования состоит в определении места универсальных педагогических компетенций в структуре готовности педагога дополнительного образования детей к выполнению профессиональных задач, выявлении определенных тенденций в их формировании и подходов к оцениванию. Практическая значимость исследования заключается в апробации диагностического инструментария для оценки уровня проявления универсальных педагогических компетенций специалистами сферы дополнительного образования, который может стать основой мониторинга профессиональных дефицитов в педагогической подготовке, определения ключевых направлений работы по их развитию и совершенствованию, полученные в результате исследования данные позволят внести коррективы, как в систему подготовки будущих педагогов в колледже или вузе, так и обозначить перспективы использования потенциала программ внутрифирменного обучения для развития кадрового потенциала сферы дополнительного образования.
Харисова И. Г. 2024. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ. PREPRINTS.RU. https://doi.org/10.24108/preprints-3113295