ПРЕПРИНТ

Эта статья является препринтом и не была отрецензирована.
О результатах, изложенных в препринтах, не следует сообщать в СМИ как о проверенной информации.
Вклад грозненских нефтяных учебных заведений в формирование инженерно-технической прослойки в структуре чеченского общества (1920-1930-е гг.)
2024-12-25

Инициированная большевистской партией в 1920-1930-е годы политика коренизации в нацио-нальных регионах предполагала наряду с созданием письменностей, перевода школ и делопро-изводства на родные языки также формирование социального слоя пролетариата и инженерно-технических работников из числа коренных жителей. Особенно остро данная проблема стояла в Чечне, хотя на ее территории еще в конце XIX в. сложился мощный нефтепромышленный ком-плекс. Однако коренные жители в связи ограничениями, связанными с продолжавшейся Кав-казской войной, не имели доступ на промыслы и предприятий. Препятствием была также мас-совая неграмотность горцев, что лишало их возможности обучаться в учебных заведениях Рос-сии. Политика царской администрации тоже не способствовала распространению образования в регионе. Отставание чеченцев в сфере образования проявилось в период восстановления народного хозяйства после разрушительных революций и гражданской войны. В частности, это относилось к Грозненской нефтепромышленности, которая имела важное значение для эконо-мики всей страны. Между тем реализации программы восстановления затруднялась острым дефицитом квалифицированных кадров: иностранные специалисты покинули страну, уехала также значительная часть инженеров и рабочих, переселенных из российских губерний. Ситуа-ция в области подготовки специалистов из коренных национальностей стала меняться только с установлением советской власти. Большевистская программа коренизации предполагала фор-мирование в национальных регионах прослойки рабочих и инженерно-технических работников, которые стали бы опорой Советской власти в регионе. Созданная в 1920 годы система нефтя-ных учебных заведений во многом позволила подготовить из числа коренной национальности специалистов, которые позволили изменить этносоциальную структуру Грозного.

Ссылка для цитирования:

Турпалов Л. Т. 2024. Вклад грозненских нефтяных учебных заведений в формирование инженерно-технической прослойки в структуре чеченского общества (1920-1930-е гг.). PREPRINTS.RU. https://doi.org/10.24108/preprints-3113315

Список литературы