Эта статья является препринтом и не была отрецензирована.
О результатах, изложенных в препринтах, не следует сообщать в СМИ как о проверенной информации.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Проблема распространения коронавирусной инфекции заставляет по-новому взглянуть на организацию экономики. Как сохранять жизнеспособность народного хозяйства при условии резкого сокращения личных контактов людей во избежание передачи заболевания в условиях пандемии? Как обеспечивать новую инвестиционную активность? Как повысить дисциплину, связанную с реализацией мер противодействия эпидемиям? Если в организациях, имеющих иерархическую систему управления, можно заставить их членов выполнять правила, то за пределами рабочих мест на людей сложно влиять без применения полицейских мер. В магазинах и общественном транспорте постоянно возникают скопления случайных людей, без соблюдения санитарных правил порождающие неконтролируемое распространение инфекции. В связи с этим предлагается ввести систему управления потреблением, ограничив магазинную розничную торговлю и развив кооперацию потребителей. В основе предлагаемых изменений лежит новый механизм отношений граждан, власти и некоммерческих организаций, т. е. более развитая система их социального партнерства, чем сегодня. В результате преобразования системы снабжения местных жителей региональная власть сможет влиять на характер потребления через участие в постановке задач поставщикам совместно с гражданами. Таким образом, опираясь на интересы населения, она сможет качественнее определять направление инвестирования средств бизнеса в развитие производства товаров и осуществления услуг. Соблюдение местных правил потребления и общежития, разрабатываемых органами самоуправления и принимаемых гражданами решениями общих собраний, обеспечит повышение качества потребления, снижение необходимости в полицейских мерах для сохранения правопорядка (в том числе, при реализации карантинных мероприятий), а также создаст дополнительную инвестиционную активность посредством системы группового формирования спроса на новые товары и изменения экономического статуса ритейла.
1. Воронцов С.А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 50–53.
2. Гулакова В. Ю., Касторнов Н. С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 26–29.
3. Долматова И. А. Зайцева Т. Н. Обслуживание потребителей в условиях карантина по короновирусу. // Проблемы конкурентоспособности потребительских товаров и продуктов питания: сборник научных статей 2-й международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 144–147.
4. Толстых А. И. Актуальные тенденции в сфере российского ритейла // Научный электронный журнал меридиан. 2020. № 6 (40). С. 60–62.
5. Хасуев А. Э. Социальная изоляция и самоизоляция человека: социально-философский анализ // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 2. С. 122–128.
6. Федосенко Е. А. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // психологические проблемы смысла жизни и АКМЕ: Материалы XXV Международного симпозиума. Москва, 15-16 апреля. 2020. С. 34-47.
7. Шматова Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований // Проблемы развития территории. 2020. № 4 (108). С. 88–108. DOI: 10.15838/ptd.2020.4.108.6
8. Морозов С. А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал меридиан. 2020. № 8 (42) С. 456–458.
9. Молдован А. А., Секретнова А. О. Влияние коронавируса на экономику России // Аллея науки. 2020. № 4 (43) С. 355–358.
10. Шулепов Е.Б., Задумкин К.А., Щербакова А.А. Роль социального партнерства в развитии городов и механизмы его формирования // Проблемы развития территории. 2020. № 4 (108). С. 20–36. DOI: 10.15838/ptd.2020.4.108.2
11. Ивашкин М. В., Колесников А. В. Совместная покупка как экономическая категория и рынок совместных покупок в информационном обществе // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2019. № 2 (53). С. 55–62.
12. Костина С. Е. Правовая природа совместных покупок // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 4 (05). С. 44–47.
13. Норин А. В. Договор с управляющей организацией как договор подчинения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovor-s-upravlyayuschey-organizatsiey-kak-dogovor-podchineniya (дата обращения: 10.10.2020).
14. Seiler S. The impact of search costs on consumer behavior: A dynamic approach // Quantitative Marketing and Economics. 2013. № 11 (2). P. 155–203.
15. Моисеева Т. В. Проблемы интерсубъективного управления инновационным развитием социотехнических объектов // Вестник СамГТУ. Серия «Технические науки». 2017. № 3 (55). С. 16–31.
16. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. // Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. – Эксмо, 2017. – 368 с.
17. Vittikh V. A. Introduction to the theory of intersubjective management // Group Decision and Negotiation. 2015. № 24 (1). P. 67–95.
18. Моисеева Т. В., Поляева Н. Ю. Моделирование проблемной ситуации в теории интерсубъективного управления // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2018. № 45 (1). С. 160–171.
19. Мятишкин Ю. В. Средства достижения консенсуса в широких группах людей, объединенных общей проблемной ситуацией // Проблемы управления и моделирования в сложных системах : труды XIX Междунар. конф. Самара: Изд-во ООО «Офорт», 2017. С. 338 – 345.
20. Мятишкин Ю.В. Формирование системы управляемого самоуправления в многоквартирных домах // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: мат-лы ХXI нац. научн. конф. (с межд. участием). Таганрогский ин-т управления и экономики, 2020. С. 349-351
21. Остром Э. Управление общим. Эволюция институций коллективного действия; пер. с англ. Т. Монтян. Киев, 2013. 400 с.
22. Виттих В. А., Моисеева Т. В., Скобелев П. О. Принятие решений на основе консенсуса с применением мультиагентных технологий // Онтология проектирования. 2013. № 2. С. 20–25.
23. Скобелев П. О., Майоров И. В. Мультиагентные технологии в интеллектуальных системах управления ресурсами в реальном времени // Морские информационно-управляющие системы. 2015. № 1 (7). С. 24–39.