ПРЕПРИНТ

Эта статья является препринтом и не была отрецензирована.
О результатах, изложенных в препринтах, не следует сообщать в СМИ как о проверенной информации.
Резонансная теория пропорций I-III части
2020-06-23

«Резонансная теория пропорций» посвящена сделанному автором открытию периодической зависимости изменения эмоциональной реакции при изменении величины пропорции и его развитию в теорию, как одну из частей элементарных основ искусства. Кратко её суть – отношения воспринимаемых величин посредством преобразования сигналов от рецепторов органов зрения и слуха резонансно возбуждают участки мозга, ответственные за ощущение эмоций. Первоначально теория создавалась исключительно для архитектуры, но затем в поиске природы воздействия пропорций расширилась на музыкальные построения, нейрофизиологию и цветоведение. Что же даёт эта теория? Для практического прямого применения, пожалуй, это возможность создать искусственный интеллект, способный воспринимать объекты искусства в части «безусловного» так же, как человек. И, вероятно, косвенно повлиять на создание и восприятие объектов искусства через понимание природы его воздействия. Для теории искусства она даёт инструмент анализа построений в архитектуре, живописи (цветоведении) и музыке, а также повод к уточнению базовых определений. Для архитекторов и художников выводы работы сводятся к необходимости развивать чувствительность к звучанию пропорций – отношениям размеров или цветовых тонов, кроме того, работа даёт систему пропорционирования как подсобный инструмент в работе по гармонизации создаваемого объекта. Работа выполнена исключительно в рамках анализа «безусловного» в искусстве, то есть на основе реакций, имеющих нейрофизиологическую природу, но не психологическую. При изучении работы важно об этом помнить и разделять их. Предполагается, что работа будет состоять из 4-х частей. Но 4-я часть пока находится в разработке и поэтому представлены первые три части, имеющие полноценные, законченные и взаимные связи, позволяющие делать системные выводы. В первой части описывается само открытие периодичности системы восприятия, сделанное на основе анализа эмоциональных характеристик построений древнеиндийского музыкального ряда. Во второй части выстраивается резонансная теория нейрофизиологии эмоциональных реакций мозга (его эмоциональных участков) как единого центра реакций на отношения звуков, размеров, цветов. В третьей части выстраивается модель восприятия цвета и выполняется анализ художественных произведений на основе теории. В четвёртой части теории предполагается: - разработать классический архитектурный ордер с идеальными пропорциями, - определить наиболее приближенный к идеальным пропорциям ордер из предложенных Палладио, Витрувием, Виньолой, Серлио, Скамоцци, - выполнить анализ памятников архитектуры, а также известных современных зданий, имеющих гармоничные и негармоничные пропорции, - выявить наиболее предпочитаемые в архитектуре пропорции, сопоставить их с используемыми в музыке и произведениях живописи, - выявить принцип образование «аккордов» пропорций в архитектуре, - сформулировать общие выводы теории. Работа выполнена на основе общедоступных источников и исследований, имеющих узконаправленные задачи в различных направлениях, но имеющих отношение к рассматриваемому вопросу с какой-либо стороны. В связи с междисциплинарным характером частей теория может показаться сложной для восприятия. Для упрощения в конце каждой главы и части теории даны их краткие содержания. Работа может быть интересна архитекторам, искусствоведам, художникам, музыкантам, а также нейрофизиологам.

Ссылка для цитирования:

Васильев М. Ф. 2020. Резонансная теория пропорций I-III части. PREPRINTS.RU. https://doi.org/10.24108/preprints-3112076

Список литературы